Логистика включает в себя управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность. Принципиальная новизна логистического подхода — органичная взаимная связь, интеграция перечисленных выше областей в единую материалопроводящую систему. Цель логистического подхода — сквозное управление материальными потоками.
Логистика определяет принципы управления организацией совместной деятельности всех функциональных подразделений предприятия по прохождению товарных потоков от поставщиков сырья через производственное предприятие к конечным потребителям. Это процесс управления движением и хранением сырья компонентов и готовой продукции в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщикам до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю.
Термин «логистика» начинает использоваться в ситуациях, связанных с четким планированием согласованной последовательности действий.
Основными вопросами, которыми занимается логистика, являются:
1) управление снабжением предприятия сырьем и расходными материалами (сюда входит решение таких задач, как выбор поставщика, расчет оптимального объема, структуры и ритмичности поставки, оценка эффективности работы поставщика);
2) планирование, контроль, управление транспортировкой и складированием (на этом этапе решаются задачи выбора перевозчика, формы собственности складских помещений, организации приемки товара и проверки его качества);
3) внутризаводская переработка сырья, материалов и полуфабрикатов;
4) доведение готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего (поддержание необходимого ассортиментного перечня товаров, своевременная обработка заказов покупателей, поиск новых форм и методов сбыта, анализ торговой деятельности);
5) передача, хранение и обработка соответствующей информации.
Объект исследования логистики
— это то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено специалистом по логистике, например: материальные потоки, потоковые процессы, такие как выполнение заказов потребителей, продвижение продукции по цепи поставок, или любая комбинация из них.
Предмет исследования логистики
— это деятельность логистиков по управлению, планированию, организации, контролю, регулированию, учету процесса продвижения продукции и услуг.
Кроме того, логистика ставит и решает следующие задачи:
- прогноз спроса и планирование запасов на его основе;
- определение необходимой мощности производства и транспорта;
- разработка научных принципов распределения готовой продукции;
- построение различных вариантов математических моделей функционирования логистических систем.
На каждом предприятии разрабатывается концепция логистики — система взглядов на повышение эффективности функционирования предприятия. Она опирается на долгосрочные цели предприятия и обеспечивает согласованность действий всех подразделений. Сотрудники функциональных подразделений предприятия должны принимать активное участие в разработке концепции. Это не только усиливает степень их мотивации к согласованной работе, но также благодаря внедрению новых идей может улучшить содержание самой концепции. Выработка такой концепции опирается на анализ логистических систем, созданных на предприятии.
Цель логистики
– создание возможности для улучшения деятельности сотрудников подразделения предприятия, направленное на снижение уровня общих затрат и получения максимальной прибыли. Цель считается достигнутой, если нужный продукт необходимого качества доставлен с требуемым уровнем затрат нужному потребителю в необходимом количестве, в нужное время и нужное место (шесть правил логистики